28 декабря 2021 Как получить электронную подпись (ЭЦП) с 1 января 2022 Переход к повсеместному электронному документообороту (ЭДО) произойдёт в ближайшем будущем. С 1 января 2022 года меняется способ получения электронной подписи. Теперь наличие ЭЦП предполагается у всех участников обмена документами в электронном виде. Сценарий получения ЭП зависит от того, кто получает подпись — первое лицо компании (бесплатно) или сотрудник (платно).
- Руководитель ЮЛ, ИП и нотариусы обращаются напрямую в УЦ ФНС.
- Сотрудник обращается к доверенным* УЦ ФНС.
Доверенные УЦ ФНС — это УЦ, прошедшие переаккредитацию по новым правилам. Полный перечень доверенных лиц ожидается на сайте Минцифры.
Важно в этих изменениях все, но больше всего затронут сотрудников компании. Все, кто подписывает документы от имени компании должны получить электронную подпись нового типа — ЭП физического лица. Отличия от подписи руководителя:
- отсутствие запрета на копирование;
- отсутствие запрета на включение расширений;
- отсутствие привязки ЭП к организации, указывается только Ф.И.О. физического лица.
Правомерность действий сотрудника от имени организации подтверждается электронной доверенностью в УЦ ФНС — машиночитаемая доверенность. Она еще в стадии разработки, не вступила в силу и не получила широкого применения.
2022 год будет переходным для электронных доверенностей, т. е. сотрудники ЮЛ смогут:
- Либо получить ЭП привычным им способом.
- Либо работать по‑новому: получить ЭП физического лица и применять МЧД (если к этому готова информационная система).
Изменения с 2022 года, но если у руководителя или сотрудника на руках есть действующая подпись УЦ, получившего аккредитацию по новым правилам 63‑ФЗ, то ей можно продолжать пользоваться, пока ее срок действия не закончится.
Электронную подпись для руководителя УЦ ФНС выдает бесплатно.
Поэтому у нас 3 направления: носители, КриптоПро CSP и ЭП физического лица (есть нюансы и технические ожидания от УЦ).
Процесс получения ЭП руководителем организации в УЦ ФНС:
Шаг 1. Подать заявление на получение сертификата ЭП.
- Лично в УЦ ФНС — записаться, приехать, заполнить бумажную форму у сотрудника.
- Через сайт налоговой — через Личный кабинет ЮЛ, ИП или order.nalog.ru.
Шаг 2. Приобрести носитель, сертифицированный ФСБ или ФСТЭК России, на который УЦ ФНС запишет электронную подпись.
- Мы рекомендуем Рутокен Lite, Рутокен ЭЦП 2.0 2100, JaCarta LT.
- В налоговой могут попросить документы, которые подтверждают, что токен сертифицирован — сертификат соответствия. Этот документ приобретается отдельно.
Шаг 3. Руководителю нужно посетить инспекцию.
С собой взять паспорт, СНИЛС, носитель и сертификат соответствия. Рекомендуется при себе иметь документ, подтверждающий полномочия руководителя и печать организации.
Пройти идентификацию, которая известна и не страшна уже каждому, и получить ЭП.
Шаг 4. Приобрести КриптоПро CSP, установить ЭП на компьютер
УЦ ФНС по умолчанию выдает ЭП на базе КриптоПро CSP. Для работы с этой подписью, нужно приобрести и установить средство криптозащиты на компьютер — программу КриптоПро CSP, если нет действующей лицензии.
Важно! Подпись для руководителя выдает УЦ ФНС в единственном экземпляре. Она не содержит каких‑либо расширений для специализированных площадок и порталов, а также защищена от копирования.
Рекомендуем до конца 2021 года перевыпустить или приобрести ЭП для специализированных площадок, если Вам это требуется. Ею можно будет пользоваться в 2022 году до окончания срока действия. А также, всем сотрудникам, которые подписывают электронные документы компании, тоже понадобится продлить или перевыпустить свои подписи.
|